ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 8. Финал Олимпиады НТИ как праздник
ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 8. Финал Олимпиады НТИ как праздник
Сегодня мы поговорим про то, насколько классная штука финал профиля Олимпиады КД НТИ, и почему финал является настоящим праздником в инженерном и в человеческом смысле.
Просекин Михаил Юрьевич
кандидат физико-математических наук, член рабочей группы по Кружковому движению НТИ, руководитель регионального отделения по Восточной Сибири, соруководитель оргкомитета Олимпиада НТИ, научный руководитель двух профилей Олимпиады НТИ - «Беспроводные технологии связи» и «Интеллектуальные энергетические системы»
Финал Олимпиады НТИ как праздник
Когда мы говорим о психологических основаниях, о смене технологического уклада, о навыках, которые потребует будущее - это всегда требует определенной работы и определенного напряжения. Даже двадцатиминутный ролик требует времени, чтобы его посмотреть, понять и осмыслить. Это действительно сложные вопросы, потому что, когда мы работаем с неизвестным, требуется много сил и внимания. Неизвестное - это сложная штука, которая потребляет наш когнитивный ресурс, но без него сложно говорить об основаниях. Поэтому сегодня мы поговорим про то, насколько классная штука финал профиля Олимпиады КД НТИ, и почему финал является настоящим праздником в инженерном и в человеческом смысле. Финал Олимпиады КД НТИ - это квинтэссенция действий учеников, педагогов, наставников, руководителей площадок, команд разработчиков профилей за весь годовой цикл работы.
Как устроен годовой цикл олимпиады
С чего все начинается? С подачи заявки на продолжение участвовать в олимпиаде в следующем году, когда команды профилей пишут заявку, а ВУЗы-партнеры говорят, что они готовы включаться, вкладывать свои ресурсы, силы и время, когда Программный комитет отбирает профили, Проектный офис начинает цикл работ над организацией олимпиады следующего года, а разработчики профилей работают над задачей финала и отборочного этапа. Дети в сентябре и октябре приходят в олимпиаду, выбирают профили, решают задачи первого первого отборочного этапа, затем второго - все это происходит заочно. Это напряженная работа, и она не для всех, потому что это отбор, это соревнования, это олимпиада. И только для небольшой части участников олимпиады эта работа заканчивается финалом.
Что происходит на финале
Что такое финал? Финал - это очень яркое действие. Школьники приезжают на площадку проведения финала, чаще всего это ВУЗ. Попадая на финал школьники погружаются в атмосферу ВУЗа или другой технологичной организации и становятся участниками инженерного праздника. На финале школьники встречаются с классной задачей с переднего края, которую для них специально разрабатывали. Они видят, как все работает, оснащено оборудованием и материалами, даже если это IT-профиль, то вместе с компьютером участники получают самые последние данные, последние нейросетки и возможность это все обучать. На финале школьники решают реальную задачу, работают в команде, знакомятся со сверстниками, встречаются с новыми людьми и с классными специалистами из технологических компаний и научных лабораторий. Школьники погружаются в другую жизнь, которую для них создали много разных людей. Это временно освобожденная территория, освобожденная от текущей реальности, которая так или иначе давит. Это представление о том, каким могло бы быть другое образование, другое будущее - это росток нового в настоящем. Да, финал делается специальными усилиями и большим количеством людей, и в нем действуют другие правила.
Что финал дает участникам
Есть праздничная одежда, посуда, блюда, музыка, а есть повседневные. Сейчас это не так заметно, как полтора века назад, когда нельзя было по будням играть праздничную музыку. Если нельзя исполнять произведение весь год, а потом сыграть, то возникает ощущение праздника. Мы можем из финалда сделать такой праздник и показать его во всей красоте. В чем смысл праздника, когда мы говорим об инженерии? Во время праздника мы чувствуем себя живыми и свободными. Во время праздника мы чувствуем те усилия, которые были вложены, которые окупаются. Во время праздника могут случаться самые невероятные вещи, и они периодически случаются. Во время праздника мы можем увидеть другую траекторию, увидеть и понять, подходит нам эта траектория, или нет. То же самое происходит с участниками на финале. Они испытывают эмоциональный подъем и внезапно понимают, что хотелось бы жить так почаще или всегда, хотелось бы всегда работать с таким же воодушевлением и с такими же интересными задачами. Это ощущение провоцирует школьников искать те профессии, в которых много творчества, или те профессиональные области, в которых есть конкретная деятельность, требующая много творчества. Они могут стать инженерами, которые занимаются эксплуатацией системы, или инженерами, который занимается проектированием систем. Это разный выбор. И, попадая на праздник, школьники начинают чувствовать вкус к тому, чтобы быть тем, кто проектирует, или тем, кто эксплуатирует. И этот вкус дорого стоит. Финал дает школьникам свободу понять, что все люди разные, свободу увидеть других людей в других позициях и понять, что разные люди сделали разное, а вместе получилось круто, а если не вместе, то не получилось бы вообще. На финале у участников возникает ценность команды, и это - редкое событие, потому что люди редко ценят других, а на финале сложно не ценить других, потому что это же праздник для всех. Это пространство праздника заряжает, и позволяет показать участникам, что это может быть весело, что это может быть прикольно, это может быть очень сложно, но кайфово. Мы начинаем кайфовать от сложностей, чувствовать, как это невероятно ценно.
Осознание причастности
Наконец, в пространстве праздника всегда есть элемент карнавала, который позволяет поговорить с теми, с кем в обычной жизни поговорить сложно. Это может быть сверстник, и может быть это самый ценный разговор во время финала, а может быть генеральный конструктор космического корабля или главный инженер Росатома, и этот разговор очень сильно повлияет на жизнь в будущем. Элемент карнавала - говорить без галстуков, без чинов, но чуть-чуть в масках. Это - редкость. Когда этот карнавал связан не с тем, что в Бразилии любят зажигать, а с тем, что школьник, площадка, команда профиля, ВУЗ, школа, преподаватель школы, который подготовил команду, - вложили огромное количество сил в то, чтобы школьник мог до этого праздника добраться, то этот праздник будет еще более сильным и приятным. Каждый участник а этот момент понимает, что он попал на этот праздник потому, что он создан, в том числе, и его усилиями, даже если они просто классно решали задачи отборочного этапа, если они классно выстраивали команду, которая решала задачи отборочных - это все равно очень много. Это понимание, что праздник создается только вместе и, тем самым, он дает больше, чем в него было вложено - может быть, самое важное осознание на финале. Финал позволяет почувствовать классную задачу, встретиться с технологическими партнерами, увидеть новые места, присмотреться к ВУЗу, в котором может придется учиться - и это здорово, потому что это понимание того, что способ действия через созидание, через праздник, через радость, через совместность, дает больше, чем в это было вложено. Финал - это невероятно классная часть Олимпиады НТИ и, может быть, самая радостная часть в цикле наших разговоров "Олимпиада НТИ: инструкция по применению".
Спасибо! До следующего разговора.
Анонсы новых видео и материалов курса в телеграмм-канале
Future Edtech – Будущее образовательных технологий
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ:
По вопросам сотрудничества по направлениям ИЭС и ТБС обращайтесь на почту daria.tsivileva@polyus-nt.com

По вопросам сотрудничества с Олимпиадой НТИ на почту org@nti-contest.ru