ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 13. Сокращение и перераспределение.
ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 13. Сокращение и перераспределение.
Каким образом можно обновлять содержание образования в условиях сокращения ресурсов? Если в экономике в целом происходит сокращение, значит в каких-то конкретных направлениях должен начаться быстрый рост, который связан с тем, что экономика сокращается не просто так, а потому, что что-то перестало соответствовать реальности. Когда в образовании что-то перестало соответствовать реальности, это означает, что если ничего не делать и продолжать сокращать расходы в той же структуре, которая была установлена, то выхода из ситуации не будет. Поэтому, необходимо не сокращение, а перераспределение ресурсов, перераспределение в сторону гибридных онлайн-оффлайн форматов и распределенных лабораторий.
Просекин Михаил Юрьевич
кандидат физико-математических наук, член рабочей группы по Кружковому движению НТИ, руководитель регионального отделения по Восточной Сибири, соруководитель оргкомитета Олимпиада НТИ, научный руководитель двух профилей Олимпиады НТИ - «Беспроводные технологии связи» и «Интеллектуальные энергетические системы»
Часто возникает вопрос: "Каким образом можно обновлять оборудование или содержание в условиях сокращения ресурсов? Или чего можно ожидать, когда идет сокращение экономики?". Ответ универсальный для всех времен: если в экономике в целом происходит сокращение, значит в каких-то конкретных направлениях должен начаться быстрый рост, который связан с тем, что экономика сокращается не просто так, а потому, что что-то перестало соответствовать реальности.

Когда в образовании что-то перестало соответствовать реальности, это означает, что если ничего не делать и продолжать сокращать расходы в той же структуре, которая была установлена, то выхода из ситуации не будет. Сокращение будет продолжаться до тех пор, пока ситуация не сломается. Это общий ответ. Частный очень важный ответ заключается в том, что когда начинается такое системное сокращение, критически важно определить источники роста и источники повышения эффективности. Критически важны источники повышения актуальности образования. Критически важны источники создания новой мотивации, нового профессионализма и модернизации, делающей образование более актуальным, необязательно в смысле профессиональных качеств, а в смысле набора предметов, в смысле мотивации, в смысле формирование soft skills. Поэтому, во-первых, необходимо не сокращение, а перераспределение ресурсов, потому что, если играть только на сокращении, то это уже гарантированный проигрыш. Второе: перераспределение ресурсов - это что означает? Это означает, что лучше самим начать перераспределять ресурсы в сторону гибридных онлайн-оффлайн форматов и распределенных лабораторий, чем дождаться, пока онлайн начнёт за счет своей дешевизны отбирать оффлайновое время без изменения структуры. Если это будет происходить без изменения структуры, то качество образования продолжит падать, готовность к онлайну не возникнет, и в целом это даст достаточно слабый образовательный результат, еще более слабый, чем есть сейчас. Нельзя перевести без изменения структуры обучение в онлайн даже частично - такое промежуточное решение очень слабое. Все это означает, что очень важны распределенные, гибридные онлайн-оффлайн форматы, и что именно туда нужно самим успевать направлять ресурсы, сохраняя часть оффлайна, делая его осмысленным, мотивированным, защищённым. Важно сохранять значения оффлайн образования хотя бы до старших классов, даже понимая, что по времени оно уменьшится. По всему выходит, что 2020 год идеален с точки зрения разворачивания такой деятельности, 2021 год - хуже, потому что придется уже догонять тех, кто в 2020 году пошёл. А к 2022-23 годам те, кто не пошел, окажутся перед выбором: догонять, сокращаться без изменения структуры или потихоньку растворяться в этом конкурентном поле. Может и не так, но такая вероятность существует, и это факт.

В пространстве образования необходимо перераспределение, необходимо направлять ресурсы на развитие, и ни в коем случае нельзя позволять загнать себя в ловушку сокращения по всем направлениям, что делает сразу неконкурентоспособным. Если есть возможность, то необходимо направить хотя бы часть ресурсов на развитие. А где сейчас может быть развитие для школы, для кванториума, для других форм образовательных организаций, конечно, в гибридных форматах. Потому что если рассматривать чисто онлайн форматы, то там совсем другие игроки: это не площадки и не регионы, в самом лучшем случае это корпорации и ВУЗы, и то не все. Поэтому ключевой фактор того, что на какой-то территории образование продолжало эффективно работать, важно рассматривать его не как сокращение, а как изменение или сокращение определенных статей. Важно понимать, что это изменение структуры, в том числе структуры обучения и деятельности в школе. Наша гипотеза заключается в том, что ключевое перераспределение ресурсов, которое можете позволить себе школа, кванториум или ВУЗ - это распределенный формат, это сетевые кружки, это добровольная деятельность, формирующая мотивацию и позволяющая идти вперёд.


Спасибо! До следующего разговора.
Анонсы новых видео и материалов курса в телеграмм-канале
Future Edtech – Будущее образовательных технологий
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ:
По вопросам сотрудничества по направлениям ИЭС и ТБС обращайтесь на почту daria.tsivileva@polyus-nt.com

По вопросам сотрудничества с Олимпиадой НТИ на почту org@nti-contest.ru