ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 11. Образовательные программы на базе профиля ОНТИ. Как открыть сетевой кружок шаг за шагом
ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 11. Образовательные программы на базе профиля ОНТИ. Как открыть сетевой кружок шаг за шагом
Сегодня мы поговорим о том, как развернуть полноценный сетевой кружок на базе школы, кванториума, центра дополнительного образования или департамента довузовской подготовки университета.

Мы много говорили о том, для чего это нужно, почему инженерные соревнования являются образовательной технологией, и какую они дают ценность. Мы говорили о том, как могут работать наставники без оборудования, и не важно, где они находятся - в школах или маленьких центрах образования. Сегодня мы поговорим именно о том, как полноценно, полномасштабно можно развернуть сетевой кружок с оборудованием, и как полноценно разворачивать распределенную модель образования. Те, кто делает что-то первыми, позже окажутся очень важными, т.к. они получают некоторые преимущества: психологическое, ресурсное и репутационное.

И именно в этом смысле важна история про то, как мы это делаем, какие базовые вещи происходят. Мы говорили про модель сетевого кружка, и какова его структура. А сейчас будем говорить том, каковы должны быть шаги. Если вы это понимаете, принимаете, если вы приняли решение, или только думаете о том, чтобы принять такое решение - это видео для вас. Мы пройдемся по этим шагам, или, как сейчас модно говорить, по дорожной карте.
Просекин Михаил Юрьевич
кандидат физико-математических наук, член рабочей группы по Кружковому движению НТИ, руководитель регионального отделения по Восточной Сибири, соруководитель оргкомитета Олимпиада НТИ, научный руководитель двух профилей Олимпиады НТИ - «Беспроводные технологии связи» и «Интеллектуальные энергетические системы»
Шаг 1. Разобраться в ситуации
Надо начать с изучения ситуации. Можно считать, что для большинства, кто сейчас это смотрит видео, этот шаг уже сделан. То есть вы разобрались в ситуации, и вы понимаете плюсы и минусы, ценности и сложности той ситуации, в которой находитесь, и у вас есть понимание того, что может дать полноценное разворачивание сетевого кружка на базе вашей конкретной образовательной организации.
Шаг 2. Принять решение
Это, наверное, самый сложный шаг - необходимость, взвесив все плюсы и минусы, принять решение, в какой модели вы будете работать. В модели подготовки команд в дистанционном формате, и вы будете работать в режиме разворачивание той образовательной программы, которая поддерживает эту историю. Или вы будете работать в модели, когда необходимо разворачивать большой полноценный сетевой кружок: ставите оборудование, разворачиваете образовательные программы и всецело включаетесь в эту деятельность. Это всегда не очень простое решение и у него есть ограничения. В чём плюс такого решения мы уже говорили и поговорим в одном из следующих видео.
Шаг 3. Выбрать направление
Сейчас мы говорим про очень простую вещь. Давайте предположим, что вы приняли это решение. Тогда следующий - это выбор направления подготовки, т.е. что именно вы будете делать? Для этого нужно прикинуть ваши возможности; посмотреть на то, какие направления для вас являются приоритетными, может это как-то связано с базовыми предметами; проконсультироваться с разработчиками профилей, которые это делают, и кто готов плотно поработать с вами. Для того, чтобы принять решение: что именно вы хотите, что именно отвечает вашим образовательным задачам, вашим стратегическим задачам, вашим задачам в рамках партнерства, например, с предприятиями города, НИИ, заводом, или это всё вместе взятое, то в городе Королёве будет одна тематика, а где-нибудь в закрытом административно-территориальном образовании Росатома - другая тематика. Для большинства же выбор чаще всего определяется скорее желанием и интересом к образовательным программам и готовностью работать со стратегией, с конкретными вещами, желанием усилить конкретно математику, программирование, физику и химию.

Так же это связано с возможностями, вектором развития образовательного учреждения, университета, факультета, или кванториума. Это тоже очень непростой, он требует определенного внимания, т.е. ему нужно выделить время, потому что он достаточно серьёзный. Нет смысла поставить оборудование и ничего не делать. Смысл в том, чтобы посмотреть в комплексе на: оборудование, образовательную программу, направленность специальности, по которой вы готовите, партнеров. Всё вместе - это и есть факторы, которые влияют на выбор направления подготовки, на выбор профиля, с которым вы готовы работать.
Шаг 4. Увидеть связанные изменения
Если вы выбрали направление, вам предстоит следующий - это посмотреть на изменения, которые будут связаны с этим выбором. Таким образом очень важно понять, что для этого конкретного профиля, или для группы выбранных профилей, придется усиливать - математику, например, или программирование, или прикладное программирование, а не информатику. Это означает, что на занятиях кружка, кроме работы наконкретном симуляторе, с определенным конструктором, с конкретной моделью, с конкретным программным иметодическим продуктами, в конкретной физико-химической лаборатории, в лаборатории по энергетике или по технологиям связи или в лаборатории, которую разрабатывают коллеги из Битроникса по нейротехнологиям,появится неизбежная необходимость и других изменений. Кружок - это не только сами занятия по профилю, не только сама высокоуровневая задача, но и другие важные изменения в образовательном учреждении. Это важный шаг, и к нему нужно быть готовыми. Тогда решение будет работать в комплексе. Оно должно усиливать, давать ориентир на то, что вы хотите развивать: какие вам нужны преподаватели, кого вы будете искать дополнительно, где вы будете повышать квалификацию преподавателей или у вас и так всё хорошо, и тогда все замечательно. Тогда есть уверенность, что отлично подходит, зайдёт и сможет развивать и продвигать детей, тогда вы можете играть сразу в Высшей Лиге, потому что дети понимают, зачем надо учить математику, физику, программирование, а ваше образовательное учреждение сразу оказывается в Высшей Лиге. Такие учебные заведения есть, они достаточно сильные, и всё у них хорошо.
Шаг 5. Внедрение
Соответственно, когда вы проанализировали ситуацию, приняли решение, выбрали направление - какой-тоопределнный профиль или несколько профилей, выбрали конкретные лаборатории, оценили объем работ –какая комплектация лаборатории вам потребуется, сколько детей вы планируете, чтобы у вас занималось - 12 или, например, 20. Далее, собственно вы делаете следующий - запускаете этап внедрения: вы включаетесь в работу, в организационный и финансовый контур, в претворение этого решения - вы ставите оборудование, включаетесь в цикл подготовки к Олимпиаде КД НТИ, готовите команды. Затем начинается еще один очень важный элемент внедрения, и он связан с очень простой вещью: вы можете сконцентрироваться только на подготовке к олимпиаде, а можете комплексно подойти к задаче - кроме подготовки к олимпиаде запуститьобразовательную программу. Например, для интеллектуальной энергетики образовательная программа может быть направлена на формирование стратегического мышления, на опережение, на понимание, как все это устроено, на взаимосвязь с партнерским городским предприятием, скажем, где-нибудь в каком-нибудь из ядерных городов. А можете посмотреть на этот вопрос шире. Можно посмотреть на это, как на некоторый рычаг, с помощью которого вы можете обновить содержание, дать дополнительную мотивацию, сформироватьне только команды, которые занимаются подготовкой на высоком уровне, но и посмотреть, как именно вы включаете туда большой поток, который просто задает некоторую положительную мотивацию, дополнительный источник когнитивного ресурса, курсы для учащихся, начинаете закручивать дополнительную деятельность. Дальше вы можете запускать какие-то проекты, у вас увеличивается количество тематик, вдоль которых можно запускать проекты осмысленно, осознанно и подготовлено. Это тоже требует внимания, это занимает обычно учебный год, а иногда и больше.
Шаг 6. Рефлексия произошедшего
И следующий, который очень важно сделать, это отрефлексировать произошедшее: что получилось, что не получилось, где надо усилить внимание, может быть всё отлично, а может где-то надо плотнее устроить связь с предметами, больше дать профориентационной информации, а может нужно найти время и ресурсы и отправить преподавателя на переподготовку. То есть нужно отрефлексировать, что получилось, а что - нет, сделать какие-то шаги, и дальше уже посмотреть, что получается на данной итеграций.
Шаг 7. Посмотреть на итерацию
Далее важно делиться опытом, распространять получившееся дальше, увеличивать долю внутри своей школы или кванториума, увеличить количество профилей, увеличивать пропускную способность по выбранномупрофилю, понять, как это может работать по-другому, увидеть это состояние, когда вы работаете в по-настоящему распределенной модели: когда распределенная модель начинает работать на вас, когда передовое содержание и другие дидактики начинают усиливать вашу деятельность на местах. Все это имеет гораздо больше эффектов, чем просто подготовка к олимпиаде. Хотя, конечно, подготовка к Олимпиаде - это тоже важный процесс, очень классно мотивирует, выводит учащихся и преподавателей в нужное состояние.
Резюме
Если очень коротко то, по большому счёту, есть набор из семи шагов: изучить ситуацию, принять решение, выбрать направление (профиль или профили, лаборатории), посмотреть на связанные с этим внедрением изменения (оценить, какие ресурсы вам для этого понадобится, какие действия нужно предпринять),собственно осуществить внедрение (поставка, обучение, запуск, другие шаги), отрефлексировать произошедшее и выйти в позицию развития: расширяться, углублять, увеличивать способности, увеличивать количество профилей, принять какое-то решение. Если очень коротко, то это та последовательность действий, или, как модно сейчас говорить, дорожная карта, по которой нужно пройти для того, чтобы запустить сетевой кружок на базе профиля Олимпиады Кружкового Движения Национальной Технологической Инициативы. А почему это так важно делать, с нашей точки зрения, в этом году в этом учебном году, в этом учебном году, в этом административном году, мы поговорим в одном из следующих видео.
Спасибо! До следующего разговора.
Анонсы новых видео и материалов курса в телеграмм-канале
Future Edtech – Будущее образовательных технологий
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ:
По вопросам сотрудничества по направлениям ИЭС и ТБС обращайтесь на почту daria.tsivileva@polyus-nt.com

По вопросам сотрудничества с Олимпиадой НТИ на почту org@nti-contest.ru