Одной из особенностей образования в индустриальном обществе было то, что даже если оно отличалось, оно все равно закладывалось в норме своей одинаково. Оно должно быть одним и тем же везде в пределах государства, везде должны учить одинаково. Даже за пределами страны школы близки по формату, везде похожий набор учебных дисциплин. Поэтому, в какой-то момент исчезает или не возникает сравнение, кроме учащихся внутри класса. Если один ученик решает математику лучше других, то что? Как ученику понять, знает ли он математику лучше всех в мире, или нет?
Многие сталкиваются с такой ситуацией, когда переходят из одной школы в другую, особенно, если это переход из обычной школы в специализированную (лингвистическую или физико-математическую). Например, школьник переходит в лингвистическую школу в 10 классе, а там все говорят на двух-трех языках, и с 7 класса ездят в другие страны по обмену, а урок английского - это эссе "Как я провел каникулы в другой стране", которое надо доложить и устно обсудить. А школьник пришел из другой школы, где еще не совсем разобрались, сколько есть времен в немецком или английском, и не поняли, сколько же из них общеупотребительных. Или например, школьник пришел в физико-математическую школу и, несмотря на то, что он лучше всех решал задачи по математике в своем классе, в новой школе ему предлагают нанять репетитора, чтобы подтянуться. Дело в том, что соревнования между классами разных школ крайне нерелевантны. Единственный намек на релевантность есть в специализированном учебном заведении, в которое, чтобы поступить, необходимо пройти несколько этапов отбора. Такое учебное заведение может быть лучшее в городе, даже в стране, но это редкость. Мы говорим про массовую школу. В массовой школе у нас даже внутри на самом деле нет сравнения. Сравнение, по сути, есть только внутри класса. Даже если внутри школы существует сравнение, то оно абсолютно нерелевантно. Мы не знаем и не понимаем нашего реального уровня. И, как это ни грустно, это очень сильно уменьшает мотивацию школьника учиться.
Инженерные соревнования по сравнению с иными соревнованиями - это актуальный образ деятельности, окно в большой мир. Когда школьник выясняет, что он не только первый в своем классе, но и четырнадцатый в стране по программированию, то это совсем разный результат. А если четыреста сорок четвертый в стране, то это уже не одно и то же. Когда школьник видит свое положение в некотором глобальном рейтинге, в глобальном списке, у него возникает объективная картинка. Эта картинка возникает не только по отношению к классу, предметам, но и по отношению к более сложным областям знания, более сложным навыкам и по отношению, как минимум, к стране. В современном, достаточно глобальном мире, это супер важный навык, который тоже поздно формировать после ВУЗа, он не должен формироваться в 25 лет, он должен формироваться в 12 лет. Это качество очень важно.