Для современной школы Сциллой и Харибдой стали репетиторство и онлайн-обучение. С одной стороны – репетиторство, взлет спроса на которое произошёл с закрытием школ в период пандемии, и этот спрос оказался огромным. Мало того, что он привел к усилению «вымывания» хороших преподавателей из школы, потому как в случае репетиторства нагрузка меньше, а зарплата обычно выше. Он ещё и показал в существенной части школ некоторый рост недоверия к качеству школьного образования и к самому подходу в школьном образовании как классно-урочной системе, где существуют школьные предметы, которые изучались 50 и даже 100 лет назад.
Это достаточно большая сдвижка, потому что репетиторство - это то, что не может дать, и не должна давать школа. Оно дает индивидуальный контакт, персональное внимание, возможность поработать с ребёнком напрямую, уделить внимание именно тому, что не понял ребенок. При этом есть два принципиальных ограничения. Первое: репетиторство - это очень дорогое обучение по сравнению с классно-урочной системой. Второе: репетиторство отчасти подменяет мотивацию ребенка, потому как репетиторство - это внешняя система мотивации. Есть расхожие мифы о ценности репетиторства: оно лучше, потому что за него платят, и,когда со школьником работают один на один, то проще работать как минимум с предметным знанием. И так,репетиторство имеет ограничения по стоимости и доступности. С другой стороны, репетиторство имеет ограничение и в том, что, в первую очередь, это подтягивание и усиление вдоль существующего. Так каквнутри системы репетиторства очень сложно предполагать что-то новое, оно всегда есть система сопровождения и компенсации существующей школьной системы. Высокая стоимость и отсутствие нового - это два принципиальных ограничения репетиторства.
С другой стороны, есть прямо противоположный берег, противоположный тренд - это онлайн-образование, которое явно дешевле, чем школьное образование, при условии, что решен вопрос с инфраструктурой. Для организации обучения онлайн должна быть реализована концепция один ученик - один компьютер, интернет, наличие персональной камеры, наушников, а ещё желательны отсутствие отвлекающих факторов и отдельнаякомната в квартире. И вот все это - самая сложная часть массового внедрения онлайна. Действительно, два ребёнка в одной комнате, наверное, могут заниматься, но эффективность уже начинает падать. У каждого должен быть свой компьютер или планшет, но не каждая семья может себе это позволить. Такое ограничение потенциально преодолеваемо, если онлайн-образование является социальным стандартом. В реальности, трудности, с которыми столкнулись школьники и их родители в период пандемии, огромны. Все родители, которые работали дома с двумя и более детьми могут подтвердить, что организовать такой процесс реально сложно и детям, и родителям, и преподавателям. Поэтому онлайн-обучение, с одной стороны востребовано и притягательно своей красочностью и яркостью, скоростью обновления учебного материала, но с другой стороны поджимает ценой и несовершенством инфраструктуры, теоретической направленностью и слабой практикой. Конечно, при обучении в онлайн можно сделать и что-то близкое к практическому, но пока в основном это теоретические занятия. Современная система онлайн-образования не совершенна, но она точно будет занимать значительное место в образовании, будет повышаться доступность качественной информации, но качественная информация не есть качественное обучение, не есть качественное знание. И это - второе ограничение.