Чтобы понять, о чем речь, надо сделать шаг назад и посмотреть на школу образца 1980 года, причем не важно, где она находится: в России, ФРГ, США или Сингапуре. Дело в том, что в то время 95% детей проводили часть времени на улице в любой стране мира, общаясь, играя друг с другом, бегая, прыгая, гоняли на велосипедах, катались на лыжах, играли в прятки, догонялки и войнушку, ходили в кино на дневной и вечерний сеансы. То есть дети постоянно взаимодействовали с большим сложным миром, который давал им самую разнообразную информацию, нагружал их органы чувств, заставлял это всё осмысливать, давал новые ощущения, ситуации и впечатления, новые социальные отношения, потому как мир состоит из большого количество очень разных по природе своей диапазонов, которые мало перетекают друг в друга. Кино и мороженое - это один диапазон, гонки на велосипедах - это другой диапазон, общественное признание, когда ты выступил на конкурсе чтецов - это третий диапазон. Если только кататься на велосипеде - когнитивный ресурс восполняется на 20%. А если кататься на велосипеде, ходить кино, выступать на конкурсе чтецов и ходить на борьбу, то он восполняется на 80% и даже на 100%.
В школе образца 1980 года выстраивались процессы потребления когнитивного ресурса, который учащийся накапливал во время всей остальной жизни: во время радостей, горестей, конфликтов, примирений, познание окружающего мира, в том числе и социального. Это связано с тем, что у учащегося есть тело, эмоции, телесные ощущения, эмоциональные ощущения, есть просто нейро-физиологические реакции на внешний мир, и он их накапливает в очень большом количестве. Школа была практически единственным источником получения знаний. Поэтому школа имела полное право потреблять этот когнитивный ресурс, выдавая на выходе знания.
Более того, доступность информации была намного ниже - не было доступности информации в один клик или один голосовой запрос (Siri или Алиса). С появлением клавиатуры доступность запроса стала совершенно другой. В 80-х годах не было доступных запросов для школьника, даже близко. Чтобы получить информацию, необходимо было идти в библиотеку, работать с каталогом - это давало море опыта и ощущений, даже если в библиотеку ходили не часто. Доступность информации была другая.
Восполнение когнитивного ресурса, кинестетического, телесного и других будем для простоты называть когнитивным, чтобы не запутаться. Соответственно, доступность этого ресурса так или иначе остаётся, и мы можем его преобразовывать. Когда мы этот ресурс преобразуем, то это за счёт того, что мы даём информацию, которой нет в другом месте, или она труднодоступна. В школе была некая дисциплина и была востребованность знаний на выходе. Получение знаний за пределами школы был более дорогим способом, чем в школе. То, что дети получали в школе - дёшево: эмоционально, по времени, интеллектуально, финансово. Знания, полученные в школе, так или иначе были востребованы, потому что школа как система подготовки к жизни работала, жизнь развивалась динамично, прогресс был более-менее устойчив, и примерно понятно, как туда можно встроиться. Да, ученику было понятно, что 80% из того, что ему рассказывают, как бы бесполезно - это неправда, это общеизвестный миф. И социализация, и представление о том, что Земля круглая, и понимание, как взаимодействуют щелочь, кислоты и соли и многое другое, что узнавали дети в школе - это всё формировало хоть какую-то востребованность.