Есть в телекоммуникациях такое понятие, как последняя миля. Это когда доводят интернет до вашего дома, подъезда или квартиры. Не важно, будет ли это радиоканал, оптика или витая пара. Есть магистральная линия Москва-Владивосток, в которой находится оптоволоконный кабель с металлическим сердечником, по которым никакой сигнал, конечно, не идёт, но он нужен, чтобы кабель не обвалился. По этому кабелю бегут сотни гигабит, терабиты, там огромные скорости, огромные потоки, он мультиплицирован и постоянно загружен. Последняя миля - это то, как такой кабель доходит до вашего дома.
Один из ключевых вопросов образования в 2020-2021 году - это, как будет организована последняя миля онлайна для проведения, например, олимпиад или еще каких-то типов соревновательных активностей - всего того, что не в школе, а во вне. Потому что, похоже, что в этой области случилась революция. Мы можем записать отличный видеокурс, можем сделать неплохие виртуальные симуляторы, и завести туда школьников, а через месяц их всех будет от него тошнить - тошнить, буквально физиологически (читайте про компьютерную зависимость). Но есть другой способ - это правильно организованная последняя миля. Это то пространство, в котором человек по-другому взаимодействует с онлайновым материалом, или с неким глобальным проектом, или со всероссийской олимпиадой. Какое-то время назад это было не очень важно по большому счёту, это была история про то, как отличники, победители олимпиад или кто-то ещё, так называемая самая верхняя страта вырывалась и куда-то бежала. Вместе с преподавателями они летели на очные соревнования или олимпиады в Москву, Владивосток или Новосибирск, ещё куда-нибудь, и всё у них было хорошо, и школа получала свои преференции. А сейчас, оказывается, это касается не самой верхней страты, это касается всей школы. Даже, если касается хотя бы 20% учеников, которым нужно в это пространство попасть, это уже очень много, процесс запущен и остановить его очень сложно. Но в современном образовательном учреждении есть масса барьеров в запуске такого процесса.
Вот тут и возникает обоюдоострый вопрос последней мили, как со стороны тех, кто организует олимпиады, так и со стороны тех, кто организует учебный процесс в школе. Собственно говоря, когда мы говорим про сетевой кружок, мы говорим про некоторую гипотезу о том, как организуется последняя миля, которая усиливает школу и олимпиаду, усиливает ученика и учителя. Как создаётся пространство, в котором возникает мотивация, возможность действий и деятельности, а не только прослушивания чего-то - и это ключевая штука. Если школа работает не в режиме последней мили, а в режиме дата-центра, той же самой телекоммуникационной метафоры, то должно быть место, которое обрабатывает данные. В нашей метафоре это то место, в котором вырабатываются новые методики. Представьте, когда каждая школа вырабатывает методики - это очень затратно ресурсно и интеллектуально, и практически невозможно экономически. Мир очень быстро меняется, меняются требования к способам обучения, способам образования, - это означает, что для того, чтобы успевать отвечать на вызовы современности критически важным становится настройка этой последней мили.
Сетевой кружок на базе профилей олимпиады НТИ "Интеллектуальные энергетические системы" и "Технологии беспроводной связи" - это кружки по энергетике и технологиям беспроводной связи. Потребовалось 2 года на то, чтобы эту последнюю милю научиться настраивать вместе с теми площадками, которые давно работают по этим направлениям. В 2020 году потребность в таком сотрудничестве выросла во много раз. И это тот процесс, который необходимо делать вместе, который может быть устроен по-другому, чем все остальные. Поэтому, очень важно найти ответ но очень простой вопрос: что выигрывает, школа, кванториум, центр довузовской подготовки, становясь провайдером соревнований, Олимпиады КД НТИ, разворачивает образовательные программы по профилям ИЭС и ТБС? Школа получает невероятной скорости обновление содержания, школа получает живой процесс, включённость за её пределами. И это другая педагогическая технология, которая образно названа технологией последней мили, но только в педагогике. Возможно, что это самый актуальный эксперимент в ответ на происходящее.