ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 12. Функциональные системы и фиджитализация в образовании
ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 12. Функциональные системы и фиджитализация в образовании
Сегодня мы поговорим о том, что может сделать современное образование отвечающим духу времени. Как можно изменить образовательное пространство, чтобы оно соответствовало навыкам детей, которые у них уже есть, а не действовало вопреки им.


Просекин Михаил Юрьевич
кандидат физико-математических наук, член рабочей группы по Кружковому движению НТИ, руководитель регионального отделения по Восточной Сибири, соруководитель оргкомитета Олимпиада НТИ, научный руководитель двух профилей Олимпиады НТИ - «Беспроводные технологии связи» и «Интеллектуальные энергетические системы»
Ещё один хороший вопрос: каким функциональным требованиям должны соответствовать современные лаборатории? Один из способов ответа можно найти через такое модное слово "фиджитал".

Когда вы приходите в "Точку кипения", то видите на стенах много любопытной инфографики, которая влияет на среду и на разговоры людей в данном пространстве. Когда вы заходите в лабораторию, в которой у есть интерактивные экспонаты, это создает настроение. Когда вы заходите в интерактивный научный музей, вы довольно быстро погружаетесь в то, во что трудно погрузиться через книгу. Когда вы работаете с компьютером и понимаете, что у вас не помещается вся эта информация в голову, вы начинаете выводить ее на несколько мониторов, переносить на доски в Trello, распечатывать и вешать на стену, переносить на доску на стене и коллективные обсуждать - это всё фиджитализация пространства.

Объём работы с информацией в современном мире такой огромный, что такие приемы очень сильно помогают, а вот погружение в телефон, или компьютер, или еще в какую-то виртуальную среду - не спасает. У нас есть тело, мы хотим двигаться, хотим дышать, хотим пить кофе, хотим смотреть по сторонам, хотим махнуть рукой и увидеть то же самое, что видит товарищ, который смотрит туда же. Мы таким образом можем собираться. Для нас (взрослых) способы реагирования на увеличение информационной среды основываются на опыте, который у нас есть. Например, у нас (взрослых) есть опыт как читать книжку, как вести блокнот, потом этот блокнот может переехать полностью в электронную форму, но у нас есть понимание, откуда взялся электронный блокнот - он взялся из бумажного. Этот электронный блокнот обязательно на следующем этапе изменится, и он не будет копией бумажного, он уже во многих приложениях изменился, он уже не копия бумажного. Люди старшего поколения пользуются по привычке теми электронными блокнотами, которые похожи на бумажные, а те, кому 15, они пользуются другими блокнотами, другими системами записи, другими заметками.

Но если мы не произведем усилия по преобразованию среды и физического пространства, в котором происходит образование, не сделаем эту среду фиджитализованной (просим прощения за модный англицизм, но он очень точно отражает суть вопроса), то мы будем пытаться учить детей супротив их навыков. У них эти навыки уже есть, а среда им не соответствует. Если среда им соответствует, то можно с легкостью вытаскивать детей из их гаджетов, и они радостно пойдут заниматься мозговым штурмом, скрайбингом и чем-то еще в физическом пространстве. А если это сопроводить ещё физико-химической лабораторией, или лабораторией по системам связи, или стендами по интеллектуальной энергетике, то у них возникает еще взаимодействие - они начнут друг друга видеть, и все вместе они объединяются в команду в одну, в другую команду, в которой есть ещё кто-то, и они взаимодействуют с другом с другом.

Кроме того, у них еще возникает образ человеко-машинного взаимодействия, человеко-машинного мира, что информация должна быть и там и там в разных формах, и должны быть разные способы записи информации. Это хороший вызов. Это совсем не означает, что достаточно просто взять и все классы в школе так преобразовать. Но если хотя бы один класс в школе превратится в такой, то можно будет понять, кто из учителей склонен к такому действию, а кто нет. Если хотя бы один класс в школе появится, в котором кроме компьютеров будут ещё аппаратно-программные системы, то появится понимание, кого из детей можно выдернуть в конструктивную деятельность, а кого нет, и с этими детьми надо продолжать работать, а кто-то просто в первый раз увидит, и их это тоже увлечет.

Необходимо пространство перехода к физическим средам высоко насыщенным информацией, где есть правильно скомпонованная и оформленная информация, которую можно доносить до участников образовательного процесса. Необходимо пространство перехода к средам с высокой функциональностью с обратной связью, к функциональным задачам, к аппаратно-программным задачам, к научным экспериментальным задачам, к цифровому управлению экспериментом, или к программам, но в аппаратной среде. Необходимы столкновения с ограничениями и внесение их в общее поле, не у себя в записной книжке, не в группе в телеграмме или ВКонтакте - это тоже работает, но намного слабее, чем когда есть общая доска, общее табло, на котором выписываются ключевые мысли, идеи, пункты. Отлично для этого подойдет доска в Trello, когда можно сделать проекцию этой доски на физическое пространство - достаточно закрасить стену белой краской для маркеров, которые можно стирать, и вы увидите, насколько этот прогресс может дать результат.

Совокупность лабораторий, аппаратно-программных комплексов таких как ИЭС, Нанолаб, конструкторы юного нейромоделиста, виртуальные среды, маркерные доски, скрайбинг и правильно организованный процесс взаимодействия - это то, что может сделать образование с высокой вероятностью соответствующим духу времени, что может привести к тому, что интересно ходить в школу, потому что в школе это есть, а дома ничего кроме интернета, планшета, ноутбука и телефона нет. Кроме того, дома нет друзей, нет общего скрайбинга, нет возможности вместе запустить на аппаратном комплексе с ограничением по процессу каналов программу, которую написали по кодированию-декодированию. У школы, у ВУЗа, у кванториума есть огромная задача - сделать так, чтобы было что-то такое, чего нет дома, нет у репетитора и нет в онлайн.

Это один из очень серьезных векторов изменения среды: если на 100 кабинетов 1 фиджитализуется в 2020 году - это хороший задел, чтобы десяток фиджитализировать за 2021. Если же в 2021 сделать один и десяток в 2022, то есть вероятность отстать от соседей-конкурентов. Наша общая задача сделать так, чтобы было как можно больше тех, кто впереди, а не как можно больше тех, кто сзади.
Спасибо! До следующего разговора.
Анонсы новых видео и материалов курса в телеграмм-канале
Future Edtech – Будущее образовательных технологий
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ:
По вопросам сотрудничества по направлениям ИЭС и ТБС обращайтесь на почту daria.tsivileva@polyus-nt.com

По вопросам сотрудничества с Олимпиадой НТИ на почту org@nti-contest.ru