В условиях современности, похоже, что инженерное образование становится всеобщей нормой, поэтому очень важно, чтобы оно стало доступным. Почему же все-таки так важно работать с инженерным образованием в рамках школы? У нас есть «Кванториумы», «Сириус», региональные центры по модели «Сириуса», есть ВУЗовские профориентационные центры - это все действительно очень важно, и там ведется важная работа, в том числе по инженерным соревнованиям. Но надо понимать, что дополнительным образованием охвачены далеко не все дети, а до инженерного соревнования доходит не очень большой процент. В то же время очевидно, что на современном этапе инженерное образование становится общей нормой, становится очень важным положением, которое касается практически всех, поэтому важно, чтобы инженерные соревнования имели свое место в школе. Необходимо, чтобы школа была тем пространством и тем источником, в котором инженерное соревнование является частью процесса дополнительного образования, или сопровождения основного образования, и чтобы было право свободного выбора - это уже способ реализации. Это концепция шаговой доступности с одной стороны, и концепция того, что школа это принимает как часть своего изменения, как часть реакции на вызов времени, как часть своей трансформации, которая не является для школы очень сложной, страшной и непривычной. Такая концепция на самом деле очень неплохо вписывается в модель изменения школы, без изменения фундаментальной и организационной основы. Есть примеры, как в некоторых передовых школах это возникает. Вопрос о шаговой доступности образования крайне важен. Дети, в большинстве не очень склонны часто покидать место, где они живут, по 3-4 раза в неделю. Когда же мы говорим про серьезную подготовку к инженерным или научным соревнованиям, то это 2-3 раза в неделю самостоятельная работа, работа с командой, коммуникация - все, о чем мы говорили, когда обсуждали когнитивный ресурс.
Что на самом деле инженерные соревнования как образовательная технология предоставляют школе, учащимся, опосредованно родителям, или какие вопросы, стоящие перед родителями, учениками, школа этим решает?
Во-первых, инженерные соревнования дают пространство и вызов готовиться к чему-то большему, чем школьная программа, к чему-то боле специфичному, более крупному, более современному без существенного и фундаментального изменения организационной структуры. Это процесс, который вписывается в школу, что очень важно, и при этом позволяет очень серьезно сделать апгрейд содержания, подходов к обучению и пространства. Способность готовиться к чему-то большему критично важна, потому как она формирует другое самоощущение молодого человека.
Во-вторых, инженерные соревнования - это один из способов достаточно быстро и эффективно выходить в поле новой грамотности. Сами по себе соревнования не могут формировать новую грамотность, но они абсолютно точно могут сформировать те ориентиры, и то пространство, которые позволят увидеть новуюграмотность целиком, которые мотивируют и подсказывают пути, по которым можно идти.
Наконец, инженерные соревнования достаточно разнообразны. Если взять Олимпиаду КД НТИ, то видимбольшое многообразие профилей, а с учетом появления Олимпиады КД НТИ.Junior возникает еще более мощная экосистема, которая формирует грамотность в нескольких направлениях. Настоящая грамотность не может быть сформирована так, что школьник в энергетике грамотный, а в технологиях связи - не грамотный. Например, киберфизические инфраструктуры - это новая связь и новая энергетика, то есть интеллектуальная энергетика и системы связи, которые касаются и безопасности и проводной или беспроводной передачи. А если это еще и распределенная система, то там необходима спутниковая связь, и возникает задача спутниковой связи и спутникового мониторинга, а это уже появляется связка из 3-4 профилей, которые должны взаимодействовать для того, чтобы эта грамотность сформировалась, а у школьника возникала образовательная траектория. Это очень мощный вызов - формировать эту новую грамотность через инженерные соревнования.