Возьмем другой тип примера, профиль "Технологии беспроводной связи", где можно посмотреть на другой аспект этих же по природе своей явлений, но с другой стороны. Рассматривая энергетику, мы говорили, что это и энергетика, и сложность, и когнитивный тренажер, и общее пространство, а также возможность решать очень нетривиальные задачи, учиться думать, получать функциональные ответы, ставить гипотезы и проверять их, и, что еще очень важно, возможность взаимодействовать друг с другом - что есть мультиагентные системы, которые сейчас развиваются, и человеко-машинные системы, и понимание того, как тебя это все усиливает. Когда мы рассматриваем "Технологии беспроводной связи", то ключевым является другой аспект. Мы живем в технологическом мире и постепенно перестаем его понимать. Мы знаем как им пользоваться, но не очень понимаем, как он устроен.
Формально всегда можно набрать такое количество онлайн-курсов, в которых можно последовательно приближаясь, найти ответы на эти вопросы. Но нужна мотивация, нужно время, нужно внимание. Что еще очень важно: в онлайн мы вроде учимся быстро и эффективно (когда учимся), но сложность и целостность от нас ускользает. Физический мир дает эту возможность организовать намного проще, чем виртуальный, потому что физический мир это: натурность, материальность, функциональность, возможность получить бесконечное количество вариантов задач, потрогать руками, изучить функциональный язык, который не зависит ни от кого, кроме человека и системы, с которой он взаимодействует. Деятельность человека не по образцу проверяют, а по функциональности - запустилось или нет, сделано или нет, передан или нет нужный файл, смог запрограммированный радар проследить за спутником или нет. Так понять основы намного быстрее, чем в онлайн, и не нужно высокого уровня абстрактного мышления.
В чем проблема все это пройти онлайн? Даже если у вас есть, предположим, хотя это неправда, всё знание мира в интернете, даже если оно там все красиво отснято. Во-первых, мало того, что завтра там уже будет чего-то не хватать. Но предположим есть все. То время, которое вам нужно, чтобы пройти даже по вашей конкретной траектории по конкретной технологии, например по технологии беспроводной связи, вдоль всего знания мира онлайн, скорее всего, окажется больше чем то, которое у вас есть. Не факт, что оно будет больше времени жизни, но точно больше времени актуального обучения. Более того, все это время вы будете готовиться к деятельности, а не действовать. А очень важно сочетать деятельность, обучение, подготовку к деятельности.
Поэтому, по большому счету, знание существует в двух форматах. Очень-очень длинном, подробном и практически несъедобном. Или очень-очень сжатом, и поэтому совершенно непонятном.
На эту тему есть старая-старая притча. Один шах решил, что он хочет получить все знание мира, снарядил во все стороны света экспедиции, отправил. Через двадцать лет приходят караваны, груженые книгами, в которых переписано все знание мира.
- Ну, задача выполнена!
Как поставлена, так и выполнена. Вот сорок верблюдов, на каждом из них сорок томов, итого 1600 книг.
-Нет, это я не прочитаю. Переписать!
Проходит еще двадцать лет, те двести мудрецов, которые отправились в дорогу, изрядно поредев числом (мудрецы, все возрастные), приводят уже одного верблюда - сорок книг. Шах говорит, что столько тоже не прочитает и просит переписать еще раз. Шах понимает, что уже старость пришла, правнуки бегают, уже борода начинает за пятки цепляться, чувствует, что его время к концу подходит.
- Ну что, переписали?
- Да-да, заканчиваем.
-Давайте быстрее.
Приносят талмуд. Прекрасно! 50 лет ожиданий и наконец готово. Шах его открывает, и ни одного знака понять не может.
- Ты же сказал, в одну книгу.
- А это прочитать-то кто-то может?
- Да, двое уже умерли, двое на смертном одре, а я принес.
- В смысле?
- Мы разрабатывали язык, переписывали, но обучение этому языку равно примерно времени изучения всего остального.
- А как это прочитать?
- Наверное, никак. Потому что я чувствую, что мне осталось совсем немного, тебе, похоже, тоже. Я был самым юным из тех мудрецов, которых ты отправил в поход. У нас нет пятидесяти лет, чтобы обучить тебя этому языку, тем более я один не справлюсь, остальные для этого тоже были нужны.
История поучительная. Она о том, что не всякое знание одинаково полезно.
Если знание очень подробное, то оно неплохо годится для компьютера, правда, он не умеет с ним ничего делать. С информацией умеет, со знанием нет. И плохо годиться для человека - времени не хватит, мотивации, даже для узкого вопроса, а для широких тем более.
А если знание хорошо упаковано - берем ведущего специалиста и просим за два часа записать, чем он занимается. То понимаем, что 20 человек в мире получат удовольствие от этой записи, но не 200, если область правда передовая. Если область прямо очень большая, то может быть 200, но не 2000. А нам с вами, скорее всего, это будет неинтересно, просто потому что мы, может быть, даже все слова знаем, буквы точно все угадаем, но вот что он говорил, будет несовсем понятно. Потому что мы за два часа попросили уложить туда актуальное состояние передовой области человеческого знания. Если он правда хороший специалист.
Поэтому задача работы с максимальной скоростью, со сложными объектами, с основанием знаний, с основанием технологий, с тем, что правильно называется десакрализацией знаний, десакрализацией технологий. То есть знание перестает быть сакральным - доступным только избранным. Это невероятно важная задача в современном мире и, опять-таки, это то, где можно очень хорошо ответить онлайну, репетиторам с точки зрения внедрения образовательных программ на базе профилей Олимпиады НТИ. Тут я в абсолютно убежденной позиции, с одной стороны, а, с другой стороны, в абсолютно призывающей позиции - искренне считаю, что это очень сильный ответ. Не единственный, но один из невероятно сильных ответов. Как работать с когнитивно сложным, как работать с целостным, как работать с ускорением знания, как работать с десакрализацией технологий и со способностью быстро брать сильно сжатые знания.
Один из результатов науки - способность говорить короче про то, про что мы раньше говорили. Это означает, что язык нужно брать все более сложный, а сейчас нужно брать в том числе технический язык, язык техносферы. Естественный язык техносферы - человеко-машинный язык техносферы, а это надо десакрализировать. Этого нет в программе физики, химии, биологии или истории. Это совершенно другой язык, который не берется методом из учебника. Для этого нужны функциональные задачи, для этого нужны пробы, задействовать тело, мозжечок, нужно собирать руками, для этого нужно пробовать задачи, для этого каждому надо получить свой вариант задачи, для этого нужно обсуждать друг с другом. Вот это все классно работает на уровне научных лабораторий, аппаратно-программных комплексов, сетевых кружков, и почти не работает онлайн. И это понимание того, что теоретически это все есть, но этого абсолютно недостаточно. Сделать это практически доступным и массовым - таков, по большому счету, базовый ответ, что можно дать другого, чем онлайн, при этом невероятно ценного и актуального, при этом не воспроизводимого в онлайне, а именно требующего физического пространства: пространства школы, пространства учеников, пространства дополнительного образования, ВУЗа, который будет занимается и со школьниками, и со студентами. Похоже, что это нельзя отложить, как это можно было сделать 30 лет назад на послевузовское образование. Это даже нельзя отложить, как прямо сейчас в лучших университетах на вузовское образование. Это должно спускаться вниз, это должно спускаться в школу. Этому и учить интересно, а в современном мире учить тому, что тебе неинтересно самому - очень сложно. Есть множество образцов примеров других, которые это показывают. И в этом смысле это ответ и для учеников, и для родителей, и для учителей, и для образовательных организаций, и для тех организаций, компаний, государственных органов, которым требуются специалисты с другим мышлением, с другим типом профессионализма. То есть это вопрос о том, как сделать такой элемент, такой модуль обучения, который будет максимально осмысленно отвечать с одной стороны на онлайн, а с другой стороны на требования времени и на способность оставаться человеком и осмысленно жить в человеко-машинном мире.